РЕПЕРТУАР

МИХАИЛ ГЛИНКА
(01.06.1804 г., с. Новоспасское Смоленской области - 15.02.1857 г., Берлин)

Михаил Глинка

Русский композитор.

Cын помещика, воспитывался в деревне, затем, после переезда в Санкт-Петербург, - в Благородном пансионе (1817-22), где он получил музыкальное образование.
Брал частные уроки у ирландского композитора и пианиста Д. Филда (1782-1837), жившего в Петербурге.

Поездка на Кавказ (1823), а затем в Италию послужили художественными импульсами к созданию музыкальных сочинений.
Появляется "Патетическое трио" для фортепиано, кларнета и фагота и Большой секстет для фортепиано и струнных, выдержанные в "общеевропейском" стиле салонной камерной музыки.

В 1834 г. в Берлине Глинка занимался у немецкого теоретика и педагога З. Дена (1799-1858). В Берлине и возник замысел создания русской оперы.

Слава первого композитора России пришла к Глинке в 1836 г., когда в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы "Жизнь за Царя".

Произведение Глинки - первая в истории русской музыки "большая опера" на исторический сюжет, с развитыми ансамблевыми и хоровыми сценами, широко распетыми речитативами и элементами лейтмотивной техники.

Пушкин, присутствующий на премьере, написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Вторая опера Глинки "Руслан и Людмила" (1842), основанная на сказочный сюжет Пушкина, была принята публикой более сдержанно.

В 1844-45 гг. Глинка был в Париже, в 1845-47 гг. - в Испании.
Там Глинка задумал и написал "Арагонская хоту" и "Ночь в Мадриде" - 2 оркестровые увертюры на испанские темы.

Вершина симфонического творчества Глинки - скерцо на тему русской плясовой песни "Камаринская" (1848).

Творчество Глинки оказало решающее влияние на развитие русской музыки в XIX веке.

В наследии Глинки, помимо опер, оркестровой и камерной музыки следует отметить романсы, хоры, вокальные циклы и духовные песнопения.

Перу Глинки также принадлежат "Заметки об инструментовке", где находятся весьма любопытные характеристики современных ему музыкальных инструментов.
Отрывок из этой работы приводится ниже:


"…Флейта не отличается определенностью интонации.
Характер звука вообще - довольно мягкий свист, без особенной силы.
Самые натуральные тоны - D и G (но H-moll не совсем удобен); хороши также F и B.
В тонах с диезами и выгодных для флейты она получает характер праздничный; в тонах с бемолями или менее выгодных она звучит тускло, принимает оттенок страдальческий.
На самых низких нотах - характер мистический, но звук очень слаб.
Средний (настоящий оркестрный) регистр - от среднего d до высокого f; дальше - свист, более и более пронзительный и неприятный, но выгодный для forte.

Общие замечания о духовых деревянных.
Вообще звук их лишен энергии (son flasque - дряблый звук); хотя в нем возможно до некоторой степени и crescendo и diminuendo, но на силу звука не следует особенно рассчитывать.
Все духовые служат по преимуществу для колорита оркестра.
Хроматические ходы очень свойственны этим инструментам…"


Романс "Жаворонок", переложенный для флейты-пикколо, 2 флейт и альтовой флейты in G Cвятославом Голубенко (специально для квартета флейт "Сиринкс" в 2004 г.), популярное сочинение Глинки, написанное на стихи П.В. Кукольника (1795-1884).

Впервые исполнен квартетом "Сиринкс" 20 апреля 2004 года в Рахманиновском зале консерватории на концерте в рамках Международного музыкального фестиваля к 200-летию со дня рождения М.И. Глинки.

[«] Вернуться к списку переложений для Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...


Made by Rusign


Made by Rusign

© Квартет флейт "Сиринкс" (Syrinx), 2000-.
© Дизайн, логотип, создание сайта - Алексей Чарыков, медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign).

Сайт из семьи RUZ.NET. Открыт 5 ноября 2000 года.